17 декабря 2019 года в Государственном агентстве охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики (далее ГАООСЛХ) состоялся Стартовый семинар по запуску национальной инициативы «Стимулирование устойчивого образа жизни путем создания сети устойчивых школ».
Инициатива стала возможной благодаря Институту Глобальных экологических стратегий, который осуществляет в настоящее время Глобальный поиск устойчивых школ, в соответствии с концептуальной запиской программы SLE 10YFP* , в 9 странах мира.
Цель Глобального поиска устойчивых школ — продвижение идей и принципов устойчивого развития, устойчивого потребления и производства, образование для устойчивого развития, формирование зеленого мышления на уровне начальных и средних школ и учреждений начального профессионального образования. Координацией инициативы в КР занимается ГАООСЛХ.
Глобальный поиск устойчивых школ проходит в несколько этапов:
Первый этап — разработка национальных критериев для конкурса и коммуникационной кампании.
Второй этап — призыв к школам представить свои заявки или планы деятельности; как наилучшим образом включить устойчивый образ жизни в повседневную школьную деятельность. Параллельно будут разрабатываться экологические образовательные материалы.
Третий этап — отбор школ с лучшими планами для пилотной реализации.
Четвертый этап — фактическая реализация школьных планов.
В рамках инициативы планируется улучшать способности учебных заведений развивать и интегрировать в свои школы политику экологического мышления через образование. Для этого планируется привлекать учителей и учеников к активному участию во внедрении экологического образования в своих школах, а также поощрять практики и поведения, соответствующие 12-ой цели устойчивого развития – Устойчивое потребление и производство.
Ранее на национальном уровне разработаны Критерии поиска устойчивых школ и запущен процесс сбора заявок от школ, который завершился 30 ноября 2019 в 18.00 ч.
Для объективного рассмотрения и отбора поступивших заявок, в ГАООСЛХ издан приказ и образована конкурсная комиссия (от 9.12.2019 №01-9/321). В ходе двух дней заседания Конкурсной комиссии просмотрено 73 поступивших заявки от школ, колледжей и профессиональных лицеев практических их всех регионов республики (таблица 1).
Количество поступивших заявок в разрезе по регионам, Таблица 1.
Наименование города или области | Количество поступивших заявок |
г. Бишкек | 23 |
Чуйская область | 18 |
Нарынская область | 7 |
Ысык-Кульская область | 9 |
Таласская область | 3 |
Ошская область | 4 |
Баткенская область | 7 |
Джалал-Абад | 2 |
Итого | 73 |
Поступившие заявки отличались качеством заполнения: в некоторых была заполнена только таблица с данными, в некоторых отсутствовали ответы на некоторых вопросы или на целые блоки вопросов не было ответов, были заявки полностью заполненные, но в ответы на некоторые вопросы были однозначные, которые не дали полной картины деятельности школы для объективной оценки. Конкурсная комиссия заседала 2 дня, в том числе и в нерабочее время (вечером, так как количество заявок было большим).
Из 73-х заявок до рассмотрения комиссии было допущено только 44 заявки, остальные 29 были не допущены из-за отсутствия ответов на вопросы.
В ходе рассмотрения выяснилось, что в 14-ти заявках из 44-х есть не отвеченные вопросы. Они также были исключены.
Таким образом, комиссия рассмотрела только 30 заявок, которые были заполнены полностью.
В 26-ти заявках из 30-ти обнаружились нераскрытые полностью ответы, которые не дали полной картины для оценки. В ходе рассмотрения заявок члены комиссии определили 4 школы, заявки которых полностью соответствовали всем критериям.
Протокол отбора подписан всеми членами Конкурсной комиссии.
В результате национальной инициативы вопросы устойчивости будут включены в планы управления школ, обучение принципам устойчивости в школах будет осуществляться на основе разработанных экспертной группой учебно-методических пособий для учителей и учащихся, это повлияет на качество экологического образования в школах, увеличится количество учащихся, способных видеть, оценивать экологические проблемы в обществе, а также принимать участие в их решениях на различных уровнях с позиций устойчивого производства и потребления.
Главной причиной запуска Глобального поиска устойчивых школ послужили глобальные и локальные экологические проблемы, к которым привели рост населения мира, потребительский рост, активное воздействие на климат, потеря биоразнообразия и т.д.
В ходе семинара объявлены школы-победители, которым вручены сертификаты победителей.
Список школ-победителей:
- № 69 Учебно-воспитательный комплекс школы-гимназии имени Т. Сатылганова, г.Бишкек
- Буденовская средняя школа, Чуйская область
- Общеобразовательная средняя школа имени Баратбая Жунусова, Таласская область
- Средняя школа им. Түгөл уулу Усупбека, Нарынская область
Следующий шаг – разработка рабочих планов школ и бюджетов реализации, а также практическое осуществление деятельности по ответственному потреблению и производству в школах-победителях, а также разработка на своем уровне программы по повышению устойчивости в своих учебных заведениях.
Параллельно будет укрепляться внутренний потенциал для интеграции и поддержки устойчивых школ посредством разработки материалов по экологическому образованию. Будет разработана и проведена кампания по повышению осведомленности, чтобы поощрять участие в проекте и в более устойчивом образе жизни.
*SLE 10YFP — Программа по устойчивому образу жизни и образованию является одной из шести программ в рамках 10-летних рамок программ по устойчивому потреблению и производству под руководством ЮНЕП. Программа SLE осуществляется в партнерстве со Швецией (через Стокгольмский институт окружающей среды) и Японией (через Институт глобальных экологических стратегий).